вторник, 19 ноября 2013 г.

Убедительная просьба (умоляю!) не использовать эти страницы как орудие педагогической пытки


Так обращается Даниэль Пеннак к своим взрослым читателям со страниц книги "Как роман".  Учитель и писатель легко и щедро делиться со всеми, кого волнуют вопросы, почему наши дети не читают.
"Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. Несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими: «любить»… «мечтать»…
   Попробовать, конечно, можно. Пробуем? «Люби меня!» «Мечтай!» «Читай!» «Да читай же, паразит, кому сказано — читай!»
   — Марш к себе и читай!
   Результат?
   Никакого"
Жалею, что книга не попалась мне раньше. Старшая дочка из "наших" - из любителей, а сыночек в детстве предпочитал слушать.  Как бы не старалась мама-библиотекарь привить любовь к самостоятельному чтению, все было напрасно.
     "Тем непостижимее для нас эта нелюбовь к чтению, если мы принадлежим к поколению, которому и семья, и все окружающие скорее старались не давать читать.
   — Да хватит тебе читать, глаза сломаешь!
   — Иди лучше погуляй, погода-то какая!
   — Туши свет! Поздно уже!
   Обратите внимание, что глагол «читать», пусть с частицей «не», уже тогда употреблялся в повелительном наклонении. В этом смысле прошедшее время не отличалось от настоящего. Чтение тогда было актом протеста.Мало того что роман был открытием, к этому еще прибавлялся азарт неповиновения. Двойная роскошь! О, эти памятные часы краденого чтения под одеялом при свете карманного фонарика!"
 
Пеннак считает, что мы, взрослые читатели, признаем за собой все права, начиная с тех, в которых ОТКАЗЫВАЕМ юному поколению, наивно полагая, что ПРИОБЩАЕМ его к чтению:
1. Право не читать.
2. Право перескакивать.
3. Право не дочитывать.
4. Право перечитывать.
5. Право читать что попало.
6. Право на боваризм.
7. Право читать где попало.
8. Право читать вслух.
9. Право втыкаться.
10. Право молчать о прочитанном.

  Обожаю право втыкаться. Это значит, что мы позволяем себе выудить с полки первую попавшуюся книгу, открыть ее на любой странице и воткнуться на минутку, потому что у нас в распоряжении эта минутка и есть. Иногда можно "зависнуть"надолго,   и кому какое дело,  что  варится борщ (да пусть он перевариться, здесь  ТАКОЕ  происходит!!!)
Пеннак приводит интересные примеры, например о праве читать вслух:

    " – Тебе читали вслух, когда ты была маленькая?
     Она отвечает:
     – Нет, никогда. Отец был то и дело в разъездах, а мать слишком занята.
     Я спрашиваю:
     – Откуда тогда у тебя такая страсть читать вслух?
     Она отвечает:
     – От школы.
     Обрадовавшись, что хоть кто-то признает за школой хоть какую-то заслугу, я весело восклицаю:
     – Ага, вот видишь!
     Она говорит:
     – Да нет. В школе нам запрещали читать вслух. Только про себя – уже тогда была такая концепция. От глаз прямо в мозг. Непосредственная передача информации. Быстро и действенно. И через каждые десять строк – тест на понимание. Культ анализа и комментария с первого дня! У большинства ребят от страха ум за разум заходил, а это еще было только начало! У меня-то ответы всегда были правильные, если хочешь знать, но потом, дома, я все перечитывала вслух.
     – Зачем?
     – Для волшебства. Слова, которые я произносила, начинали существовать отдельно от меня, они взаправду жили. И потом, мне казалось, это акт любви. У меня всегда было чувство, что любовь к книге приходит через просто любовь. Я укладывала кукол в кровать на мое место и читала им вслух. Случалось, так и засыпала на коврике у их ног."

"Как роман" Даниэля Пеннака читается легко и радостно, как роман.

А как вы понимаете права читателя?

5 комментариев:

  1. Книжки Пеннака ОЧЕНЬ люблю! Просто, ясно,с огромным чувством юмора и уважением к Читателю. Права, заявленные в этой книжке, стали принципами одного из замечательных проектов "Успешное чтение"!

    ОтветитьУдалить
  2. Нашла материал о проекте"Успешное чтение", "погрузилась" в Пеннака, получаю удовольствие.

    ОтветитьУдалить
  3. Алла, прочитала ваш пост и книгу Пеннака. Подумалось, так вот почему своя дочь не читает. Не сидели с ней вечерами и не читали вместе. Все время работала. В садичном возрасте было так: дочь спать - а я за подготовку уроков на следующий день. (Правда все вечернее время мы играли вместе.) Теперь дочке почти 19. Поздно уже садиться рядом? А может и нет? Вечерние посиделки с анализом того хорошего, что произошло за день традиционны в нашей семье)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, у меня с сыном та же проблема. Ему тоже 19 лет, а мы с мужем в то время были просто вынуждены работать МНОГО, иначе не выживешь, согласитесь! Муж хватался за любую подработку, я преподавала и в школе и в институте, у старшей дочки подростковый возраст - все так жили. Я теперь "догоняюсь" с внучками. Я думаю, ваша девочка все равно зачитает, никуда не денется! У нее выхода нет!

      Удалить
  4. Книга просто чудесная! Благодарна всем участникам "Читать не вредно...", кто ее посоветовал! И тоже задумалась о сыне. В нашей читающей семье читать для него - пытка какая-то! А ведь я ему не читала в начальной школе. Тоже некогда было... Но решилась на эксперимент - попробую начать) 13 лет - еще не поздно. Просто попробую, а там - видно будет.

    ОтветитьУдалить